Объект культурного наследия федерального значения «Приоратский парк»

Регистрационный номер объекта в едином государственном реестре объектов культурного наследия народов РФ: 471620486600006

Пообъектный состав:

Приоратский парк 471720486600016

Приоратский дворец 471710486600036

Разные парковые сооружения 471720486600026

Предмет охраны объекта культурного наследия федерального значения «Приоратский парк».

Граница территории объекта культурного наследия федерального значения «Приоратский парк».

Основные этапы развития объекта:

Проект парка

Первые проектные работы были проведены Гельмгольцем и Марселием в 1760-е годы после того, как владельцем дворцового имения стал граф Г. Орлов. В феврале 1798 года по указанию императора Павла I под руководством садового мастера Джеймса Гекета были проведены основные масштабные работы по устройству дворцового комплекса. В основе парка лежала регулярная планировка в виде перпендикулярно-пересеченных дорог –просек. В 1798 году под руководством М. Воробьева на территории парка были благоустроены подходы к дворцу и откосы по берегам озера. Был расчищен и распланирован лесной массив, а по берегу Чёрного озера и вдоль обширного оврага стали проходить две пейзажные аллеи, которые сходились у дворца. К началу XIX века пейзажная часть у дворца была небольшой: основные работы по расширению территории проводились в середине XIX века.


Андреев А. «План Гатчинской Мызы с показанием Большого и Малого зверинцев и в Оных Находящимся деревням». 1792 г.
Фрагмент. ГМЗ «Гатчина». ГДМ-15.

Караулка при въезде в Приоратский парк. Фотограф. Н.Е. Ермилов. До 1901 г. РНБ. Опубликовано: Гатчинский дворец и парк.

Границы парка

Когда владельцем Гатчинского имения стал император Николай I, в парке развернулись масштабные работы. Приоратский парк был обнесён земляным валом высотой в один метр со рвом по обе стороны, решёткой и высаженными липами: таким образом, впервые были чётко зафиксированы границы парка. В районе Глухого и Чёрного озер была устроена сеть пейзажных парковых дорог с двумя выходами. В начале 1850-х годов была распланирована сеть пейзажных дорог по всей территории, а проведение Варшавской линии железной дороги привело к возникновению в Приоратском парке нового пути – так называемой Императорской дороги, непосредственно связавшей Гатчинский дворец с железнодорожной станцией. Первоначальная регулярная планировка с просеками к этому периоду была полностью утрачена.

Водная система Приоратского парка

Большое внимание при создании Приоратского парка уделялось состоянию его водоёмов. Глухое озеро было единственным местом, пригодным для купания гатчинцев. В середине 1880-х годов Чёрное озеро было очищено от ила и водорослей. Два озера – Чёрное и Глухое (Филькино) – соединены протоком друг с другом и Карпиным прудом в Дворцовом парке. Из Карпина пруда вода через шлюзы поступала в Белое озеро. Работы по созданию сложной системы гидротехнических сооружений на территории Приоратского и Дворцового парков велись на протяжении многих лет. Главный фрагмент системы гидротехнических сооружений проходит через Приоратский парк и питает водоёмы – Филькино озеро и Карпин пруд.

План Гатчины. Кон. XVIII в. ГМЗ «Гатчина». ГДМ-11-X1 (из Кушелевского альбома).
Ворота в Приоратском парке. Фотограф Н.Е.Ермилов. До 1901 г. РНБ. Опубликовано: Гатчинский дворец и парк. Фотопись. До 1917 г. Спб, 2016г.

Благоустройство парка со второй половины XIX века

Водные пространства Приоратского парка использовались для катаний на лодках, а семь прогулочных дорожек, проложенных в тот период, сохранились до наших дней. В парке были обустроены дренажные и мелиоративные канавы, а берег Чёрного озера дополнительно укрепили высадкой деревьев. Уже в конце 1880-х годов в парке появились широкие дороги для прогулок верхом и на колясках, а по аллеям расставили скамейки, устроили пять входов в парк и соорудили деревянные мостки. Впервые в парк был проложен водопровод. В 1880-е годы при въезде в Приоратский парк были построены пять ворот из пудостского камня. Пилоны ворот служили пьедесталами для чугунных фонарных столбов.

В 1891 году в парке появилась концертная эстрада. Здесь играл военный оркестр лейб-гвардии Кирасирского полка. С 1908 года посетителям Приоратского парка стало доступно катание на лодках – по проекту А. Яхтмана было выстроено деревянное здание лодочной станции. Зимой здание станции было приспособлено для проката коньков и саней. Тем не менее, предприятие несло убытки, и в 1914 году здание лодочной станции было снесено.Во время оккупации Гатчины немецкие войска нанесли Приоратскому парку огромный ущерб, он пострадал более всех других частей гатчинского комплекса. Оккупанты вырубили и сожгли здесь сотни деревьев. Были понесены огромные потери зеленых насаждений, малых архитектурных форм, пострадала гидротехническая система. В 1960-1970-е годы парк был реконструирован и обсажен деревьями.

Сцена в приоратском парке. До 1917 г. Открытка. Опубликовано: Гатчинский дворец и парк. Фотолетопись. До 1917 г. СПб, 2016г.
×

text